Skip to main content

Вход в систему

Ближайшие события

  • Не поизойдет ничего

Матч-бол

Оригинальная статья одного из известнейших в мире сквоша авторов, Джеймса Зага. Джеймс Заг является одним из редакторов Squash Magazine, бесспорным авторитетом и автором объемного труда "История сквоша". При переводе я постарался максимально сохранить его оригинальный стиль и слог.

Исторически, одним из аспектов перехода от хардбола к софтболу (сквошу) стал переход к новой, но не столь изящной терминологии. Хотя, некоторые нововведения действительно хороши. Определенно, все согласятся, что "строк" (stroke) более узнаваемая фраза, чем "штрафное очко" (let point). То же самое с выражением "разминать мяч" (knock-up ) и "разогревать мяч" (warm-up), а для линии подачи: сut line намного толще, чем  service line.

Некоторые, однако, улучшениями считать не стоит. Переход хода (hand-out, одно из значений с английского  "раздавать бесплатно") звучит слишком по-Марксистски по сравнению с потерей  подачи (choice). "Катящийся в угол" (roll corner) превратилось в голодное урчание "боуст" (boast).

Rail (одно из значений - посылать по прямому пути) теперь стал драйвом (drive - вести транспортное средство, проходящий по прямой). Rail вызывает в воображении образ бродяги в товарном вагоне и пыхающего паром паровоза; драйв - ассоциации с парковочным карманом на шоссе и кучей ругательств в адрес проклятых пробок.

Но лишь одна вещь, бесспорно, придумана с больной головы - это матч-бол и гейм-бол. Этих фраз не существовало до тех пор, пока какой-то балбес в 1950-х в Англии не начал использовать их в сквоше. С тех пор, судьи включили в свой лексикон сии зловещие слова.

Как будто бы игрок и не знает.

Они бесполезные, абсурдные и докучливые. Зачем вообще говорить что-либо? Они мне напоминают о тех классических персонажах, обычно на экскурсии или в круизе или в каком-либо ином ограниченном пространстве, Тот Кто Утверждает Очевидное.

Ни в одном другом спорте не зовут таких зануд на вечеринку. Ни в одном другом спорте не объявляет голос откуда-то сверху, что ты на смертном одре или стоишь запыхавшись на грани победы. Комментаторы объявляют последнюю минуту периода в хоккее, в американском футболе существует двухминутный предупредительный сигнал, а в футболе есть дополнительное время. Но все они относятся ко времени, а не к счёту!

Ни в каком ракеточном спорте нет такой традиции: бадминтоне, настольном теннисе, ракетболе, теннисе, корт-теннисе, ракетках. Телекомментаторы в теннисе изобрели мерзкий термин "брэйк-пойнт", но они его бормочут в своей будке; аудитория вокруг корта и сами игроки избегают унижения слушать бестолковую болтовню после того, как вы засадили мяч в сетку при счете 13-ровно,  (13-ровно значит, что у вас три брэйк-пойнта чтобы спасти себя любимого или можно покупать обратный билет домой).

Логика гейм- или матч-бола еще более бессмысленна при обычной системе счета (не PAR). У одного игрока он есть, а у другого нет.

Подумайте об идее матч-бола как таковой. В начале 1930-х Билл Хоуве выиграл матч в Бостоне на национальном командном чемпионате США  после того, как проигрывал 0-2, 0-14 сопернику из Филадельфии, Скуабу Кэнэди. История гласит, что Лофроп Вифингтон, приятель по команде, по-ошибке сказал Хоуве при счете 0-14, что Бостону необходим этот матч для победы над Филадельфией. Как бы то ни было, Хоуве умудрился взять верх. История носит характер апокрифа, хотя очень вероятна и описана Харольдом Кайси в Бостон Глоуб в 1949 году. Однако, Бэтти Хоуве, дочь Билла, не помнит такого случая.  Всё ещё представьте себе, что судья должен был бы объявлять очевидное четырнадцать раз подряд в решающем гейме?

Ещё лучший пример, когда во время национального чемпионата США в 1961 году в городе Пенн в четвертьфинале Чарли Уффорд вёл 14-6 в пятом гейме против своего товарища по Гарварду, Эдйва  Уотса. Уотс, обладатель сокрушительной подачи, вытянул матч до баланса. Уффорд растерял преимущество за десять матч-пойнтов. А теперь представьте себя вновь на корте в Пенн. Ранний субботний вечер. Середина февраля. Круто восходящая вверх, голубая как яйца дрозда бетонная галерея зрителей. Зал затаил дыхание, боль и тайное удовольствие от вида игрока, разобранного на твоих глазах и продувшего десять  решающих очков. Хотели бы вы, чтобы сей деликатный момент был испорчен Тем, Кто Утверждает Очевидное, докучливым голосом, объявляющим вновь и вновь: "матч-бол", "матч-бол", "матч-бол"…?

Как и во многих интимных областях, будь то в спальне или на корте для сквоша, лучше оставить некоторые вещи несказанными.

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes